ТУРЕЦКИЕ МАРШИ в европейской музыке

Смотрим и обсуждаем интересные видео
Ответить
Amadeus
Продюсер
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 02 сен 2020, 10:42

ТУРЕЦКИЕ МАРШИ в европейской музыке

Сообщение Amadeus »

Жан-Батист Люлли, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен в разное время и по разному поводу написали «турецкие марши». Так обычно называют сочинения, которые, до сих пор, неизменно занимают верхние строчки рейтинговых таблиц популярной классической музыки.
Турецкий марш Моцарта – 3 часть фортепианной сонаты №11 Эту часть называют «турецким рондо» или «рондо в турецком роде». Оно было очень популярно уже при жизни Моцарта. И особенно эффектно звучало с использованием специальной "турецкой педали". Во времена Моцарта фортепиано называлось наоборот - "пианофорте", педали на нём были не внизу, как сейчас, а вверху, под клавиатурой. На них надо было нажимать коленкой. Особая "турецкая педаль" была соединена с колокольчиками и колотушкой наподобие барабана.

Оригинальное исполнение «турецкого рондо» Гленом Гульдом основано на имитации «турецкой педали» средствами современного концертного рояля. Рондо звучит в непривычно-медленном темпе, а в рефрене исполнитель имитирует барабанную дробь – обязательный атрибут всех военных маршей.
Турецкий марш Бетховена написан в 1811 году. Композитор получил заказ к открытию Венгерского императорского театра. Это была музыку к пьесе "Афинские развалины", и речь там шла о рухнувшем величии Афин, захваченных турками. Турецкий марш демонстрировал могущество завоевателей.
Glenn Gould- Turkish March


Л. Бетховен. Турецкий марш из музыки в пьесе А.Коцебу "Афинские развалины".
Марш звучит в исполнении Королевского филармонического оркестра ( Великобритания). Дирижёр Томас Бичем.


Третий турецкий марш написан Люлли для комедии-балета «Мещанин во дворянстве» (1670)
Интересна история этого марша. В 1669 году Людовик XIV принимал у себя турецкую делегацию во главе с посланником турецкого султана Сулейманом-ага. "Король-солнце" принял его с максимальным блеском, не пожалев бриллиантов на свою парчовую мантию. Однако турки не были ослеплены роскошью французского двора и высмеяли хвастовство французского короля. В отместку Людовик XIV заказал Мольеру комедию, в которой, в свою очередь, были нелестно изображены турецкие подданные. В этой комедии звучал знаменитый турецкий церемониальный марш Люлли.
Jean Baptiste Lully (1632-1687) - Marche pour la cérémonie des Turcs
quasar
Продюсер
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 02 сен 2020, 21:25

Сообщение quasar »


Марш для турецкой церемонии" Люлли давно бы стоило добавить на сайт. Возможно, что это самая известная вещь у Люлли. Я подобрал источник для фрагмента, все готово для публикации, но я подожду перехода на новый битрейт.
Amadeus
Продюсер
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 02 сен 2020, 10:42

Сообщение Amadeus »

Спасибо за отклик, quasar, я тоже за публикацию Люлли, и марш Бетховена, по-моему , тоже надо добавить в игру. Вам понравилось исполнение рондо Моцарта Гленом Гульдом? В копилке много интересных идей. Очень хочется, чтобы сайт скорее заработал в полную силу.
Admin
Site Admin
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 02 сен 2020, 08:19

Re: ТУРЕЦКИЕ МАРШИ в европейской музыке

Сообщение Admin »

Мультфильм Витольда Герша (1993) для проекта «Польская анимация классической музыки»

quasar
Продюсер
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 02 сен 2020, 21:25

Re:

Сообщение quasar »

Amadeus писал(а): 25 окт 2020, 19:36 Вам понравилось исполнение рондо Моцарта Гленом Гульдом? В копилке много интересных идей. Очень хочется, чтобы сайт скорее заработал в полную силу.
В теме "эталонное исполнение" вы предлагали сравнить эту запись Гульда с исполнением Ланг Ланга (https://www.youtube.com/watch?v=uWYmUZTYE78 ). Если сравнивать именно эти две интерпретации, то версия Гульда звучит, конечно, интереснее. У Ланга пустая виртуозность и погоня за скоростью, он там как будто взнуздывает себя играть все быстрее и быстрее. Не поклонник я такого.
Но если говорить вообще, то между быстрым и медленным турецким рондо я выбираю быстрое, просто я его таким знаю с детства. Нужна ли турецкому рондо янычарская педаль? Если признавать возможным только аутентичное исполнение, то да - нужна, хотя все мы знаем турецкий марш и без нее.
На запрос «turkish march authentic sound» ютуб выдал такой вот интересный вариант исполнения на клавикорде - https://www.youtube.com/watch?v=-OWOqkUTjbE
Автор исполнения, кстати, предполагает, что Моцарт мог сочинять 11-ю сонату, имея под рукой не пианофорте, а именно клавикорд.
В любом случае вы затронули интересную тему необычных возможностей традиционных муз. инструментов. Я и не знал, что существовали подобные агрегаты. Турецкого марша с янычарскими эффектами я не нашел, но вот встретил демонстрацию янычарских педалей, встроенных в рояль 1815 года: https://www.youtube.com/watch?v=2OjYKvl5raM
Amadeus
Продюсер
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 02 сен 2020, 10:42

В коллекцию турецких маршей

Сообщение Amadeus »

Добрый день. Появилась возможность обогатить коллекцию турецких маршей интересной композицией, появившейся на американском континенте в середине ХХ века. Это музыка из альбома "Time Out" (1959, 1997) by The Dave Brubeck Quartet.
Де́йвид (Дейв) Уо́ррен Бру́бек (6 декабря 1920, Конкорд — 5 декабря 2012, Норуолк) — американский джазовый композитор, аранжировщик, пианист, руководитель «Квартета Дейва Брубека» («The Dave Brubeck Quartet»). Один из выдающихся представителей кул-джаза («прохладного джаза» или калифорнийского джаза 1950—1960-х годов).
Первая пьеса из альбома Time Out называется Blue Rondo à la Turk (Грустное Рондо в турецком стиле).
Dave Brubeck Quartet - Blue Rondo A La Turk




Трудно сказать, почему композиция получила такое название. Квартет Брубека знаменит своими экспериментами в области ритмических структур. Пьеса написана в размере 9/8, а средний раздел - мастерская импровизация участников квартета «в блюзовых тонах» - звучит в размере 4/4. Мощная энергетика этой музыки сделала пьесу очень популярной в молодёжной среде.
Ну и если уже зашла речь о квартете Дэйва Брубека, то нельзя не упомянуть ещё один hit - третью пьесу альбома - Take Five.


Эта композиция стала абсолютным хитом благодаря экспериментальной работе Збигнева Рыбчинского.
Zbigniew Rybczyński польский режиссер и кинооператор. Лауреат премий «Оскар» (1983) и «Эмми» (1990).
Take Five – Zbigniew Rybczynski (1972)
https://www.youtube.com/watch?v=Fq6HIpsQq7U
О творчестве Збигнева Рыбчинского можно было бы поговорить отдельно. Его видеоклипы – настоящие шедевры: «Танго», «Оркестр» и др. очень интересны, иногда шокирующе-интересны в плане сочетания, наложения зрительного ряда на самые известные классические музыкальные произведения. Те образы, которые рождает сознание (подсознание?) Рыбчинского, вызывают смешанные чувства: недоумение, восхищение, непонимание. Для тех, кому это интересно – даю ссылку на фильм «Оркестр».
The Orchestra 1990
https://www.youtube.com/watch?v=UWHhS_5Nu34
quasar, большое спасибо за интересные видео аутентичных инструментов. Завтра я постараюсь объяснить почему я затеяла разговор об эталонном исполнении, и почему начала его с видео Ланг-Ланга и Глена Гульда.
Спасибо.
Ответить